Основополагающей идеей творчества заслуженного художника России, кандидата педагогических наук В.В.Лубенко является идея использования потенциала искусства в целях воспитания, то есть чтобы произведения искусства применялись не только в целях эстетики, украшения или образования, но создавали условия для гармонизации личности, становились практическим инструментом нравственного и физического развития личности. Оформив свои многолетние научные и творческие исследования и педагогический опыт в диссертации, В.В.Лубенко сформулировал «Систему нравственно-эстетически-интеллектуального развития личности через теорию и практику искусств и наук». Одним из этапов практической реализации этой системы стало создание им в 1984 году студии воспитания искусством «Вулкан» при Государственном Русском музее, позже (в 1995 г.) реорганизованной в муниципальное предприятие «Малая Академия искусств», а в 2000 году получившей статус государственного учреждения.
В первые годы существования МАИ Владимиром Васильевичем Лубенко и возглавляемым им коллективом была проведена колоссальная работа по созданию среды, отвечающей задачам воспитания: самостоятельно отремонтированы предоставленные под школу помещения бывшего клуба «Вулкан» на ул.Чайковского, д.2/7 (кстати, школа Владимира Лубенко первое время оставила себе это исторически возникшее знаковое название, ведь, как следует из научных теорий, жизнь на Земле зародилась именно из вулкана), оформлен мозаиками подъезд жилого дома, общий (на то время) со входом в МАИ, В.В.Лубенко создал концепцию двора - музея под открытым небом. Таким образом, была заложена практическая основа в реализации идеи воспитания искусством. В дальнейшем в эту систему встраивались новые составляющие: театр, росписи. И сами занятия в МАИ всегда решали и решают, в первую очередь, воспитательные задачи. А средствами к достижению поставленных целей являются возможности различных видов искусства и наук. Причем теоретические учебные занятия в конечном итоге завершаются общественно-полезными творческими проектами: монументальными росписями, мозаиками, театральными постановками, т.е. опять же созданием средствами искусства гармонизирующей среды для людей.
Малая Академия накопила в этом направлении значительный опыт. Уже сейчас можно говорить о создании во дворе МАИ по ул.Чайковского, 2/7 уникального городского пространства, оказывающего реальное гармонизирующее воздействие на его посетителей (об этом говорят многочисленные записи в книге отзывов МАИ).
Отметив в 2014 году свой 30-летний юбилей Малая Академия искусств продолжает развивать все направления своей деятельности с учетом максимального использования имеющегося опыта, научных, творческих и технических возможностей с целью воспитания личности будущего, личности, которая способна адаптироваться к быстро изменяющимся условиями среды, которая ориентирована не на эгоистичное потребительство окружающей среды и общества (по принципу «после меня – хоть потоп»), но которая не мыслит себя в отрыве от человечества, от природы, а значит – ощущает свою личную ответственность перед целым миром как ее неразрывная часть. Такая личность будет руководствоваться в своей жизни законом гармонии природы, впервые сформулированным В.В.Лубенко «Единство и ДОПОЛНЕНИЕ противоположностей», заменив управляющий всем и вся, знакомый каждому со школьной скамьи закон «Единства и БОРЬБЫ противоположностей», который вел эволюцию человечества через борьбу и убийства, но, выполнив свою историческую функцию, ныне должен уйти, чтобы не превратиться из средства развития в средство окончательного уничтожения человечества. Такая личность осознанно готовит себя к жизни во имя людей и природы, а знания, навыки, профессионализм, положение в обществе, материальный достаток – только условия и средства для реализации великих целей.
Краткая биография школы Владимира Лубенко
Школа Владимира Лубенко ведет свою историю от педагогической деятельности Владимира Васильевича в Художественно-промышленной академии им. В.И.Мухиной («Мухинском» училище), художественном училище им. В.А.Серова, в художественных школа Мги, Кировска Ленинградской области, где впервые была реализована новая методика преподавания живописи.
14 февраля 1984 года состоялся первый урок в студии воспитания искусством «Вулкан», который Владимир Васильевич создал при Государственном Русском музее. Пройдя за свою 30-летнюю историю через различные организационные формы (любительского объединения, муниципального предприятия, государственного учреждения), студия «Вулкан», получившая позже название «Малая Академия искусств» накопила богатый опыт по различным направлениям деятельности:
- Воспитательно-образовательная;
- Культурно-просветительская деятельность (выставочная, экскурсионная, культурно-массовые мероприятия, издательская деятельность);
- Творческая художественная деятельность (в т.ч.реализация комплексных проектов благоустройства городской среды);
- Театрально-концертная деятельность;
- Научно-методическая деятельность.
Воспитательно-образовательная деятельность
Будучи по идее своего создания авторской школой, МАИ реализует в своей работе с детьми и молодежью «Систему нравственно-эстетически-интеллектуального развития личности через теорию и практику искусств и наук» (автор – кандидат педагогических наук, заслуженный художник России В.В.Лубенко). Данная система была защищена автором в качестве кандидатской диссертации (1994 г. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Российской академии образования, Москва), На ее основе Академия педагогических наук России разработала программу «Полифункциональная модель образования» в системе динамически развивающегося общества» (в рамках проекта «Человек. Наука. Общество: комплексные исследования», членом которого являлся В.В.Лубенко с 1991 года).
Данная система реализуется также в методических филиалах МАИ:
- в Москве, на базе Российской детской библиотеки;
- в Саратове, на базе нескольких детских садов, подросткового клуба «Сокол», на музыкальном факультете Саратовского педагогического института;
- в Сочи, на базе общественной организации «Культурно-просветительский центр для детей и родителей «Малая Академия искусств»);
- в Киеве, на базе клуба «Родына» Печерского района;
- в г. Ирпене Киевской области.
В Санкт-Петербурге занятия по этой системе ведутся с 1984 года в Малой Академии искусств на ул.Чайковского, д2/7. Также система проходила апробацию в разные годы в экспериментальных классах общеобразовательных школ (н-р, СОШ №189 Центрального р-на, СОШ № 531 Калининского р-на) по программам В.В.Лубенко, которые были рекомендованы руководителям образовательных учреждений начальником управления общего среднего образования Министерства образования РФ Леонтьевой М.П.
В настоящее время учебный и воспитательно-образовательный процесс в МАИ проводится по двум направлениям:
1) комплексный курс по программе воспитания синтезом искусств и наук для детей и подростков от 5-х до 14 лет (бесплатное обучение);
2)обучение отдельным видам искусств (театр, мозаика, живопись) для подростков старше 14 лет, молодежи (бесплатное обучение), более старшего поколения (платное обучение).
Комплексный курс базируется на трех основных видах искусства: живописи, музыке, пластике движения и на двух научных дисциплинах: философии и психологии.
В процессе обучения организуются практические занятия:
Ежегодно в Академии обучается не менее 250 учащихся на бюджетной основе, и 40-50 учащихся: на хозрасчетной основе.
Работает 10-12 групп. Возраст учащихся от 5 до 30 лет.
В период 2003-2010 годов учреждение регулярно оформляло лицензию на ведение образовательной деятельности пока не изменилось законодательство, отменившее процедуру лицензирования для учреждений, не относящихся к образовательным ведомствам (МАИ работает в сфере молодежной политики).
С 1984 года МАИ выпустила тысячи учеников, а результатами учебной деятельности стали не только тренинговые ученические работы, но и 10 монументальных художественных росписей и мозаик, украсивших интерьеры общественных учреждений Санкт-Петербурга, Москвы, Адлера (см.раздел «Творческая деятельность»). Уникальным примером творческого сотрудничества художника-монументалиста В.В.Лубенко и его учеников стали также мозаичные панно на фасадах жилых зданий во дворе по ул.Чайковского, д.2/7.
Подавляющее большинство выпускников В.В.Лубенко поступили в различные ВУЗы, стали успешными профессионалами, создали семьи и теперь приводят в МАИ своих детей. Многие из них выбрали творческие специальности, окончив Академию художеств, Академию им.Штиглица, Институт культуры и искусства и др. Многие имеют по два высших образования, соединив техническое и гуманитарное направления, легко переключаясь с одного вида деятельности на другой. Так, Дмитрий Петров, окончив медицинский институт, увлекся музыкой, поступил в музыкальное училище по классу саксофона и сейчас проходит творческую стажировку во Франции. Миронова Елизавета окончила философский факультет СПбГУ, защитила диссертацию, преподавала в ВУЗе, а сейчас работает в театре. Корнева Ирина также проделала путь от клинического психолога, окончив психологический факультет СПбГУ, до актрисы театра «Эксперимент». Кияшко Ксения, получив высшее экономическое образование, решила дополнить его искусствоведческим, а сейчас организовала вместе со своим мужем хореографическую студию. Многие возглавляют собственные фирмы: Наталья Киселева - НОУ «Странник», Евгений Нечаев организовал свою мозаичную мастерскую «Артмонумент», Елена Мещерякова – успешный модельер. Борис Забровский – владелец фотомастерской. Есть и такие, кто посвятил себя политике. Например, Хоружникова Ксения – президент Лиги Международной Молодежной Дипломатии. Но самое главное – среди них нет асоциальных личностей, что подтверждается многолетними наблюдениями, общением с бывшими выпускниками. Все они стремятся реализовать в своей жизни законы творческой композиции, которые когда-то постигали в школе Лубенко, стремятся создавать гармонию в своей среде, будь то семья, производственный коллектив или студенческая группа.
Культурно-просветительская деятельность
Под руководством В.В.Лубенко коллективом МАИ было организовано и проведено около 20 крупных персональных выставок «Владимир Лубенко и его школа», которые сопровождались научно-практическими конференциями по авторской системе воспитания синтезом искусств и наук, показом спектаклей, концертами, творческими встречами. Причем для организации всех выставок помещения или предоставлялись бесплатно, или оплачивались за счет спонсорских средств.
1986 г., декабрь – участие в выставке "Эстетическое воспитание детей и юношества" на ВДНХ, где представлена отдельная экспозиция детских работ студии, проводятся открытые уроки студии, семинары для заинтересованных педагогов и психологов.
1986 г., май-август 1986 г. – выставка работ в Министерстве культуры РСФСР.
1987, октябрь - экспозиция на ВДНХ в рамках юбилейной выставки, посвященной «70-ти летию Октября», открытые уроки студии искусств «Вулкан» на ВДНХ.
1988, июнь - выставка в Ленинградском Доме Дружбы с народами зарубежных стран.
1989, май - июнь - выставка в Государственном Русском музее. Конференция и концерты в залах ГРМ.
1989, июнь-июль - выставка во Всероссийском музее Декоративно-прикладного искусства (г.Москва)
1989, июль-август – выставка в Центральном доме Художника в Москве.
1989, июль- август - выставка в музее Декоративно-прикладного искусства (г.Москва).
1991 г., март-апрель - выставка в Центральном выставочном зале г. Краснодара. Проведена региональная конференция по системе воспитания.
1992 г., декабрь - участие в выставке Санкт-Петербургских художников в выставочных залах Союза Художников СПБ.
1993 г., август-октябрь - выставка работ учащихся МАИ в залах литературно-мемориального музея им. Н. Островского (г.Сочи).
1994 г. Октябрь-ноябрь - выставка в залах Саратовского художественного музея им. Радищева.
1995 г., январь-февраль - комплексная выставочная программа: выставка "Владимир Лубенко и его школа" и конференция по модели полифункционального образования авторской школы Лубенко "Малая Академия искусств" в центре "Украинский Дом" г. Киева, проводимая совместно с Министерством культуры Украины и Посольством Российской Федерации в Украине.
1995 г., март - комплексная выставочная программа в г. Минске во Дворце молодежи, проводимая совместно с Министерствами образования и культуры Белоруссии.
1997 г., 26 августа - 14 сентября - комплексная культурно-просветительская программа в СПб, включающая выставку "Владимир Лубенко и его школа" в залах ЦВЗ "Манеж" на Исаакиевской площади и вторую международную научно-практическую конференцию "Система стержневой истины в полифункциональной модели образования" в помещениях Малой Академии.
2001г - март-апрель участие в международном фестивале искусств «Мастер-класс» в ЦВЗ «Манеж». В экспозиции были представлены живописные и мозаичные композиции учащихся МАИ, стенды, рассказывающие о 17-летней деятельности МАИ, а тек же архитектурные и монументальные проекты, выполненные в художественной мастерской В.В. Лубенко, под его непосредственным руководством. В рамках фестиваля ученики Академии проводили экскурсии по экспозиции Академии, участвовали в проведении бумажного бала.
2003 г. – выставка серии монументальных работ в честь 300-летия Санкт-Петербурга «Посвящение Петру 1», Санкт-Петербург
2004 г. – выставка, посвященная 20-летию Малой Академии искусств, Санкт-Петербург
2005 г.- выставка в залах Национальной Академии изобразительных искусств, г.Киев
2007 г. – выставка в национальном заповеднике «София Киевская», г.Киев
2009 г. – юбилейная выставка в ЦВЗ «Манеж» с мозаичным мастер-классом, выступлением хора и театральной группы , посвященная 25-летию МАИ
2014 г. – выставка «В глубинах Вулкана», посвященная 30-летию Малой Академии искусств, Санкт-Петербург
Многочисленные встречи В.В.Лубенко с крупными зарубежными специалистами в области художественного образования активно содействовали развитию международного сотрудничества и повышения авторитета России в этой области.
В годы, когда Россия переживала потрясения демократических преобразований, а проблемы культуры в государстве ушли на задний план, Лубенко удавалось организовывать и проводить масштабные культурные акции не только у нас в стране, но и за рубежом. При отсутствии всякой помощи со стороны государственного бюджета Лубенко В.В. возил по стране выставку с 1000 художественных работ, а также группу педагогов и учащихся «Малой Академии искусств». Об уровне культурно-просветительских программ говорят уже сами названия выставочных площадок, перечисленные выше. Особо стоит отметить выставку в семи залах корпуса Бенуа Государственного Русского музея в 1989 г., которая стала значительным событием в культурной жизни Петербурга. Выставка сломала многие стереотипы музейного дела, начиная с того, что для Русского музея предоставление залов современному художнику (тем более - вместе со своими учениками) является нонсенсом. Кроме того, необычной была и сплошная «ковровая» развеска картин, и фоновое музыкальное сопровождение выставки, и оформление дверных проемов анфилады залов специально созданными для этого монументальными полотнами «Дорога жизни», и проведение непосредственно в экспозиционных залах творческих встреч, сопровождаемых музыкальными и пластическими импровизациями учащихся. Большой интерес посетителей музея вызывали экскурсии детей, которые рассказывали о своих картинах.
Трудно переоценить значение первой культурно-просветительской программы «Владимир Лубенко и его школа», которая прошла в Киеве в 1995 году, когда культурные связи наших народов были практически порваны. Программа В.Лубенко, проходившая при поддержке Министерства культуры и искусств Украины, Посольства Российской Федерации в Украине, стала первой российской культурной акцией после размежевания России и Украины и потому стала «послом мира» (по выражению атташе по культуре в Украине В.А.Полушкиной). С тех пор подобные культурно-просветительские программы стали доброй традицией, а созданный в Киеве в 1996 г. при содействии Главного управления культуры г.Киева на общественных началах филиал «Малой Академии искусств» приближается к своему 20-тилетнему юбилею. За эти годы было проведено несколько выставок в Киеве, в том числе в Академии художеств Украины (2005 г.), состоялись гастрольные программы учебного театра МАИ (1996 г.). Киевляне (15 учащихся) приезжали в Санкт-Петербург на творческую практику в живописную мастерскую МАИ (1999 г.). В свою очередь, учебная бригада из 15 мозаичистов МАИ выезжала в 2003 году в творческую командировку в Киев для создания скульптурно-мозаичной детской игровой площадки во дворе школы в Печерском районе Киева. В 2009 году творческая группа учащихся МАИ по Договору со школой №263 г. Киева выполняла мозаичные панно для оформления фасадов школы в Киеве.
В 2003 году хор «Малой Академии искусств» принимал участие в культурно-просветительской программе В.Лубенко «Россия моя Украина», проходившей в Культурном центре Украины в Москве, на Арбате, д.9. Программа, посвященная 300-летнему юбилею Cанкт-Петербурга и приуроченная к году России в Украине, была организована при поддержке Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном округе, Посольства Украины в России и Министерства культуры и искусств Украины.
В рамках Договора о творческом сотрудничестве с Институтом психологии им. Г.С.Костюка АПН Украины В.В.Лубенко неоднократно принимал участие в сессиях Академии педагогических наук Украины, выступал на конференциях, вел открытые уроки и мастер-классы. Высокая оценка деятельности В.В.Лубенко нашла свое отражение не только в присвоении ему звания Академика Национальной академии проблем человека Украины, но и способствовала установлению дружеских связей между Администрациями Центральных районов Киева и Санкт-Петербурга. И даже сложная сегодняшняя ситуация в российско-украинских отношениях не разорвала наши культурные связи с украинскими коллегами.
Культурно-просветительская деятельность В.В.Лубенко распространяется не только на страны ближнего зарубежья. Уже в 1987 году, после победы в конкурсе детского рисунка на ВДНХ СССР, серия работ воспитанников Лубенко была передана в дар американским детям и с тех пор в виде передвижного музея путешествует по Америке. Американские делегации также посетили «Малую Академию» в Петербурге. Итогом этих визитов стали совместное творчество - два живописных полотна, созданных участниками встреч.
Приемы иностранных гостей из Японии. Канады, Америки, Польши и др. неизменно превращаются в дружеское общение, укрепляющее взаимопонимание и уважение между нашими странами.
Экскурсионная деятельность МАИ – неизменная составляющая всех выставочных программ, причем по экспозиции учебных работ экскурсии ведут сами учащиеся. Это дает их хорошую практику ораторского искусства, коммуникации, даже актерского мастерства, а также стимулирует к более глубокому исследованию художественных произведений, ведь объясняя зрителям свои работы, они начинают лучше понимать язык данного искусства, по-иному видят произведения других художников.
Экскурсионная деятельность получила новое развитие в связи с оформлением музея под открытым небом «Санкт-Петербург – Олимп культуры» на дворовой территории на ул.Чайковского, 2/7, где расположены помещения МАИ. В настоящее время экскурсии проводятся для школьных групп, для гостей города, в виде лекций, интерактивных программ или занимательных уроков (в зависимости от возраста посетителей).
Мозаичный двор МАИ стал не только одним из любимых мест отдыха петербуржцев и экскурсионным объектом для гостей города, но и открытой концертной площадкой, своеобразными декорациями для проведения культурно-массовых мероприятий. Так, стало традицией проведение для жителей микрорайона и все гостей праздничных концертов в День Победы и в День города. В течение лета на базе мозаичной мастерской МАИ во дворе проводятся мозаичные мастер-классы для всех желающих.
Культурно-массовые мероприятия, приуроченные к праздникам и памятным датам также проводятся в помещении учебного театра МАИ.
Издательская деятельность МАИ – это выпуск методической литературы, полиграфической продукции, репродукций художественных работ.
В своей культурно-просветительской деятельности МАИ активно сотрудничает с музеями и выставочными залами Санкт-Петербурга. На базе музейных экспозиций (Эрмитажа, ГРМ, Горного института, Академии художеств и др.) организуются как отдельные экскурсии, так и тематические циклы по программе.
Творческая художественная деятельность
Коллективная творческая практика – важнейшая составляющая воспитательно-образовательного процесса в МАИ. Совместная работа над монументальными росписями, мозаичными панно дает учащимся уникальный опыт реальной художественной практики на общественно значимых объектах. Процесс работы – это и опыт творческого общения, поиска взаимодействия, гармоничного дополнения друг друга, что (по свидетельству выпускников) оказывается для них чрезвычайно полезным навыком в дальнейшей жизни.
За годы существования МАИ учащимися было создано 10 монументальных работ в Санкт-Петербурге, Москве, Адлере, монументальные мозаичные панно в Петербурге:
- роспись музыкального зала детского сада №20 Ленинграда;
- роспись зала торжеств ЗАГСА Дзержинского района Ленинграда;
- роспись комнаты сказок Российской детской библиотеки в Москве;
- роспись холла школы №556 Перовского района г.Москвы;
- роспись кафе артистов балета Мариинского театра в Санкт-Петербурге;
- роспись турбазы в Ушково;
- роспись приемного зала роддома №12 Смольнинского района Санкт-Петербурга;
- роспись Адлерского Дворца бракосочетания (выполнена студентами Адлерского колледжа под руководством педагогов МАИ).
- реализация авторского проекта В.В.Лубенко «Музей под открытым небом «Санкт-Петербург – Олимп культуры» ведется в МАИ вот уже более 20 лет. За эти годы выполнено более 300 кв.м мозаичных панно на фасадах жилых зданий, на детской площадке, в зоне тихого отдыха во дворе по ул.Чайковского, д.2.
- монументальное мозаичное панно «На рейде» для фасада детского сада № 8 Центрального района Санкт-Петербурга (н.р.Фонтанки, 32)
Театрально-концертная деятельность
Учебный театр занимает особое место в структуре деятельности МАИ, так как является синтезирующим видом искусства и обладает исключительным воспитательным потенциалом как для зрителей, так и для самих участников спектакля.
Начало истории Театра слова и музыкальной пластики “Истина” было положено показом в 1988 году в Государственном музее этнографии народов СССР спектакля В.В.Лубенко “Покаяние Евы”. МАИ имеет опыт выступлений на таких ответственных театральных площадках Санкт-Петербурга как Театр на Литейном (1990 г., спектакль «Покаяние Евы»), Театр им.Комиссаржевской (1989 г. спектакль «Буждение, или Миф об Исе и Тино»), концертный зал гостиницы «Санкт-Петербург» (1989 г., «Второе пришествие Христа»). Среди гастрольных поездок стоит отметить выступление на сцене Зимнего театра Сочи (1993 г.), концертного центра «Золотые ворота» в Киеве (1996 г.), Краснодарского театра (1991 г.). На сцене учебного театра МАИ на ул.Чайковского, д.2/7 также регулярно показываются спектакли как рассчитанные на профессиональное исполнение («Похищение Европы»), так и созданные учащимися в рамках учебных занятий (н-р, новогодний спектакль «Огненный цветок Вулкана», спектакль ко Дню Матери («Альдида») и др.).
Научно-методическая деятельность.
Система преподавания в МАИ предполагает, что на основе стержневой методики каждый педагог разрабатывает методику по своему предмету с учетом конкретной учебной группы, ее возрастного состава, степени организованности и других факторов, влияющих на содержание занятий. Поэтому методическая деятельность является обязательной для каждого педагога, преподающего в МАИ. Обмен опытом, регулярные посещения уроков других педагогов, семинары и стажировки – все это обычная практика для педагогического коллектива МАИ.
Кроме внутренней методической работы сотрудники МАИ дают лекции, читают доклады и проводят методические семинары в других городах. Так, постоянное сотрудничество связывает МАИ с методическими филиалами в Сочи, Москве, Саратове, Киеве. Методические семинары проводились также в Калуге, Мурманске и др.(всего 16 городов).
Сотрудники МАИ принимали участие в 8 международных конференциях, симпозиумах и форумах по вопросам воспитания и образования. Стажировки и обучение по авторской системе в Санкт-Петербурге прошли также десятки педагогов общеобразовательных школ и лицеев, детских садов и учреждений дополнительного образования, педагоги институтов из Саратова и Перми, Самары и Киева, Донецка и Ирпеня, Екатеринбурга и Краснодара, Сочи и Калуги, которые в настоящее время успешно используют авторскую систему в своей педагогической и творческой практике.
10 научно-практических конференций городского, регионального и всероссийского масштаба были посвящены исключительно «Системе нравственно-эстетически-интеллектуального развития личности через теорию и практику искусств и наук». Самим автором системы, В.В.Лубенко, издано 12 книг о творческом и научном методе воспитания и обучения. Разными авторами опубликовано около 100 статей о работе Академии в центральной и городской прессе, более двух десятков телепередач отечественного и зарубежного TV, множество радиопередач освещали жизнь и культурные мероприятия Академии. Среди последних публикаций сотрудников МАИ:
Лубенко Б.О. «Смыслотворчество и культуротворчество в новом социально-культурном контексте - школа В.В.Лубенко»// СПбГЭУ "ЛЭТИ" СПб 2012, Материалы 1Х Всероссийской научной конференции 25-26 января 2012г.
Умэн Е.В. «Онтологическая герменевтика в философии В.В.Лубенко»// СПбГЭУ "ЛЭТИ" СПб 2012, Материалы 1Х Всероссийской научной конференции 25-26 января 2012г.
Раильтянка М.Э. «Искусство как среда воспитания» (по «Системе Стержневой истины» В.В.Лубенко/ «Освiта розвuток обдорованоi особистостi», №6 (13), 2013 - 62-66 с.
Кадровый состав:
В настоящее время в списочном составе учреждения – 14 сотрудников.
Из них 9 человек работают в МАИ практически со дня основания, т.е. по 20-30 лет, а 5 человек – бывшие выпускники, закончившие ВУЗы и вернувшиеся в свою «Альма Матер».